Российское информационное агентство
поиск по статьям и новостям

Александр и Ольга ГРИШАКОВЫ:

30.11.2017, 19:02      Новости Минусинска

«После нас останется дорога…»

Вряд ли кто из пассажиров, засыпая в вагоне под мерный стук колес поезда, идущего на Красноярск, задумывался о тех, кто строил эту самую железную дорогу. «Абакан-Тайшет» уже во время строительства окрестили «трассой мужества», ведь каждый её километр давался ценой неимоверных человеческих усилий, а порой и жертв… Но она же и одаривала — опытом, силой, выносливостью и… любовью. Любовью, длиной в целую жизнь, как это случилось с Ольгой и Александром.

Они вместе больше полувека. Хоть и приехали на Всесоюзную ударную комсомольскую стройку из разных уголков страны — так и остались здесь, в ставшем родным Зеленом Бору. В то далекое время он и поселком-то не был – сплошной хвойный лес да трава. Жизнь в него вдохнуло строительство трассы Абакан-Тайшет. Сначала появились палатки (в которых жили и летом, и зимой), потом бараки, затем для рабочих сами же рабочие строили общежития, клуб, столовую, многоквартирные дома…

Александр Леонтьевич приехал на строительство трассы в 1957 году вместе с мамой. Родом он из Сталинграда. Совсем еще мальчишкой успел хлебнуть все ужасы войны. «Дом наш разбомбили, мама только и успела спасти документы, — рассказывает мужчина. – Жить стало негде, вот и пришлось слоняться по подвалам. А там столько крыс! Больше, чем людей. Есть было нечего: что дадут солдаты, тем и сыты. Как только выжили, не знаю… Лишь в 43-м нас эвакуировали в Кемеровскую область, где я и прожил до 18 лет, окончил школу. А отец на фронте погиб, с мамой мы одни остались».

На решение поехать строить железнодорожную трассу повлияло не только желание заработать. Да, тогда комсомольцам обещали хорошие подъемные, достойную работу и зарплату. Но советские люди были словно из другого «теста», нежели мы. Труд рабочего был не только в почете, но и в моде. Да и сама идея воодушевляла: юношам и девушкам предстояло большое и ответственное дело — принять участие в преобразовании Сибири! Зарубежные газеты писали: «Абсурд, такая дорога невозможна в инженерном отношении, русские её не построят». А мы берем и строим! Могло ли при таком настрое что-то испугать?! Конечно, нет.

Тяжелого труда не чурались и девушки. Ольга Емельяновна – из их числа! Судьбой тоже не балованная: росла без матери, ее и троих братьев воспитывал отец. С детства девочка была приучена к труду и ответственности за себя и семью. Огород полить, корову подоить – да запросто для 6-летнего ребенка! На стройку еще школьницей Олю привез старший брат, здесь она окончила девять классов и вышла на работу. Подумать только: в 14 лет! Труд был не из легких: расчищать от травы путь для будущей железной дороги. Верхонки, конечно, выдавали, но ведь голыми руками работа шла быстрее! Жили, как и все, в палатках, где размещались по 20 человек. Работали по шесть дней в неделю, а трудовой день начинался с шести утра. Но жалобщиков не было: жили дружно, работали охотно, вечером смотрели кино или ходили на танцы под гармошку.

Взрослея, Ольга выполняла работы более сложные: при помощи теодолита, нивелира осуществляла точную подгонку уже уложенного пути до Тубы. А ведь погрешности приходилось исправлять вручную — представьте, как можно ломиками сдвинуть 25-метровые пролеты с рельсами и шпалами! Причем, нигде не халтурила, наоборот, работала за троих и даже грамоту получила в первый же трудовой месяц.

Строительство трассы не прекращалось и в зимнее время. Снег, ветер, стужа – надел ватники, валенки, фуфайку и снова на железную дорогу. Оттого трасса Абакан-Тайшет длиною в 645 километров — через стремительные реки, глухую тайгу и горы – была построена всего за шесть лет!

«Тогда ведь и техники такой не было, — рассказывает Александр Леонтьевич. – Это сейчас трактор, погрузчик, а раньше, в основном, своими силами. Если учесть все места, где я работал, то в общей сложности железной дороге посвятил 25 лет жизни. Но самый тяжелый труд был именно на строительстве трассы».

Александр Леонтьевич был бригадиром, а в бригаде, включая его, — четыре парня и восемь девчонок. Все совсем еще юные! Их бригада делала 50-й и 58-й водоотводы под путями, чтобы их не подмывало. Работа не только физически изматывающая, но и жутко ответственная! «Сначала выкапывали траншеи: чтобы кольца установить, нужно «тело» сделать, — рассказывает Александр Леонтьевич. – Затем туда трубы. И все надо выполнить идеально, ровненько. А самая паршивая работа во всем этом – делать изоляцию труб, чтобы не было коррозии. Ведрами битум наливаем, потом мешковиной обматываем – и так три слоя! На улице лето, жара, битум горячий, и не разденешься – страшно обжечься. Вот и истекаешь потом под брезентовой одеждой».

Несмотря на всю сложность, комиссия объекты приняла с оценкой «отлично», вручила грамоты и даже отправила парней в Финляндию на обучение. Им предстояло разобраться в строительстве котельных, Минусинской ТЭЦ ведь тогда еще не было. Как вернулись обратно – котельная в поселке появилась!

За труд и ребята, и девчата получали не только грамоты. Государство заботилось о комсомольцах: выплачивали премии, строителям привозили свежие продукты, выдавали отдельное жилье. Так и Александр Леонтьевич получил двухкомнатную квартиру. Было куда привести молодую жену!

Ольгу Емельяновну он встретил в общежитии, где жила девушка. К слову, кавалеров у нее было достаточно: улыбчивая, розовощекая, с добрым нравом и толстой косой — трудно было такую не заметить! Помимо работы, она даже успевала заниматься общественной деятельностью. До сих пор хранится ее удостоверение народного дружинника: «боролась с нарушителями порядка», — смеется женщина.

Вот какую девушку Александр считай что отвоевал у других безнадежно влюбленных! «Пришлось, ёлки зелёные, кое-кому шею намылить…», — как нам показалось, не без гордости заметил Александр Леонтьевич. Да и Ольга Емельяновна, припомнив эти «баталии», вспыхнула совсем девчоночьей улыбкой. Свадьбу сыграли скромную, комсомольскую: соседи, друзья, накрытый стол и три дня «медового месяца», а потом снова на работу. Через год в семье появился сын, еще через три – дочь.

После завершения строительства Ольга Емельяновна устроилась в «Сельхозтехнику», предприятие занималось ремонтом комбайнов. В цеху женщина обрабатывала инструменты, запчасти, чтобы не ржавели. А это ванны с сернокислым железом, цинком, серной кислотой… Приглашали ее в Тюмень на очередную стройку, но из уютной квартиры снова в барак семье переезжать не захотелось.

Александр Леонтьевич еще много лет посвятил железной дороге, объехал весь Красноярский край, каждый кусочек «железки» знает. На пенсию ушел, как и супруга, из «Сельхозтехники». Мечты у Гришаковых скромные – и были, и остаются: «Счастья детям, внукам, правнукам, а если им хорошо, то и нам хорошо! Никогда не мечтали быть директорами, начальниками – просто хорошими людьми, и стремились достойных детей вырастить, таких же, как мы, трудовых…»

Много осталось теплых воспоминаний, связанных со строительством трассы. И как по глубокому снегу катались на лопатах в редкие минуты отдыха, как праздновали дни рождения прямо на рельсах с чаем и угощениями, как Ольгу укусила змея и на спасение подруги бросилась вся бригада…

Конечно, не обошлось и без трагических случаев. Один особенно врезался в память: на строительстве Козинского виадука с огромной высоты в опалубку, куда заливался бетон, упала девушка. Она не привязалась для страховки и оказалась заживо замурованной. На опоре висит памятная табличка, и как знать, может, ее душа каким-то образом хранит это место…

Бесспорно, в судьбе каждого из многих тысяч людей, приехавших на строительство со всего Союза, «трасса мужества» оставила свой след. Как говорит Александр Леонтьевич: «Она сделала нас личностями, людьми, уважающими труд, друг друга. Испытала на прочность, порядочность, силу духа. Мы рады, что нам выпала честь принять участие в ее строительстве, и с гордостью можем сказать: «Мы строили дорогу!»

Татьяна БЕЛЯЕВА (Фото автора и из семейного архива ГРИШАКОВЫХ)
Источник: vtruda.ru
 Читайте также:
Мнение редакции интернет сайта yodda.ru никогда не совпадает с мнением, высказаным в новостях..

Пользовательское соглашение   |   Контактная информация   |   Города   |   Отели
Copyright © 2014-2016 yodda.ru - региональное информационное агенство
Яндекс цитирования